Магия чисел — Макошина Стреча
Сейчас октябрь, а там и декабрь не за горами. Зимнее солнцестояние, один из четырех важнейших праздников Солнца. Вот вам магия чисел. Перед Зимним Солнцеворотом, на расстоянии 27 дней, три дня власти Морены, Властительницы Нави. А перед этими днями, на расстоянии 27 дней, три дня Навьих Предков. И ещё три дня Макошиной стречи между ними… Славянская магия чисел. Вот числа, к которым у славян особое отношение. Три, трижды три — девять, трижды девять — двадцать семь… Когда возникает этот магический ритм, я понимаю, что передо мной разворачивают красной дорожкой тайны, свёрнутые до этого времени в тугой рулон. Ступим на путь познания магии славянских чисел вместе?
Наследие Гипербореи. Магия чисел
Пифагор, о гиперборейском происхождении которого знали многие, считал, что «числа управляют миром». И в культуре славян число является живой сущностью, имеющей свою силу и занимающей своё место в пространстве и времени. Попробуем понять на примерах то, чему учили нас наследники Гипербореи: «Число — это начало и свойства материи, из которой состоят вещи. Два свойства чисел важны для понимания. Нечётность числа даёт неопределённость и движение, а чётность — определённость и остановку. Единый мир состоит из того и другого, являясь и чётным и нечётным одновременно. А различные числа — это вся вселенная».
Многие знают, что древнеславянская буквица (49 буквиц) включала в себя буквы-образы. Числа также записывались этими же буквами. Поэтому цифры в славянской культуре — столь же образны и наполнены смыслом, как и буквицы.
Магия чисел: три, девять, двадцать семь
Не в первый раз пишу о славянских числах три и девять. Вот, например, наши северные приметы древнего Пинежского края:
- три раза по три (всего девять раз) надо читать заговор;
- снимаешь порчу — девять раз зачерпнуть воду по течению реки и умыться;
- если прилетела синка-трясогузка, значит через двенадцать дён (девять плюс три) надо ждать ледоход;
- если синки и ласточки улетают — река станет через двенадцать дён (девять плюс три);
- пала перва хвоя, пала втора хвоя, пала третья — через девять (трижды три) недель река пойдёт;
- ближайших миров — три (Навь, Явь и Правь);
- Правь и Навь состоят, по мифологии, из девяти уровней.
Сакральное значение числа «три» — творческая сила, созидание, обновление, рост, движение вперед. В буквице соответствует «Глаголи» — передача мудрости, движение, истечение, поток, направление.
Что уж говорить о числе «девять» , которое «трижды три»! Сакральное значение числа «девять» — число перехода одного в иное. В буквице соответствует «Фита» — единство духа, природа, слияние.
А «двадцать семь», которое есть «трижды девять» — сложение двух букв К (объединение человека с Миром) и З (земля). Гиперборейская традиция, дошедшая до нас через учение Пифагора, считала это число священным, завершающим цикл первых чисел и представляющим собой символ Мировой Души (самой Вселенной) в обоих составляющих — остановке и развитии.
Магия чисел: славянский календарь
И этот ритм наполняет жизнью славянский календарь праздников. Не видите ли вы здесь удивительную закономерность? В конце октября есть время, когда можно и нужно по славянским традициям остановиться, почувствовать помощь Духов Предков, безмолвной чередой встающих за спиной. Любимая бабушка, дед по материнской линии, с которым не удалось посмеяться, отцовская матушка, строгий дед, глава когда-то большой семьи. Таков славянский праздник — Осенние Деды.
Через 27 дней (уже понимаем, что важное число, при наступлении которого процесс объединения «человека с миром» заканчивается), наступает начало нового цикла — три дня, когда владеет миром Марена, Богиня Зимы и Смерти, Владычица Нави. В этот день славяне отмечали наступление зимних холодов и приветствовали царицу-зиму.
Что происходит через 27 дней? Зимний Солнцеворот! Когда из Нави (!) поднимается Коляда-Молодое Солнце и знаменует своим появлением начало нового цикла. Все мы знаем, как празднуют колядки. Древний обряд этого светлого праздника включал в себя чествование Нави, мира мертвых. Вывернутые тулупы и страшные маски, прочие обрядовые традиции — для того, чтобы отметить день Коляды как важную веху, как конец старого и начало нового. Распевали песни колядки, колядовали, да обменивались друг с другом добрыми пожеланиями.
Магия чисел славянского календаря: Макошина Стреча
Не может быть только Навь на календаре наших предков! Где же Правь? Там рождаются законы, проявляемые в нашем материальном мире, как же это проявляется в нашем материальном мире?
Тому же ритму, только с разницей в три дня, подчиняется Мир велениям Прави. Мы знаем одну из Великих — Макошь, Богиню Судьбы и магии. Смотрим на славянский календарь. Через три дня после навных осенних Дедов наступают три дня (четверг, пятница, суббота), когда славяне готовятся к самой главной, десятой — Макошиной Стречей.
«Десятая пятница считается самой старшей, вместе с девятой пятницей она приносит хвалы Богам прежде всех других пятниц...» — писали в старинных апокрифах, не признаваемых христианской церковью. Эти дни конца октября – начала ноября особые. Хлеб собран, лён надёрган, а также вымочен и оттрёпан. Начинается «первопуток» — санный путь и начинаются долгие зимние посиделки. Собираются парни, девчата, работа перемежается песнями и танцами. Вот и начиналась Макошина Стреча девятой пятницей, когда ткали «обыденную пелену». Это вытканная за один день ткань, которая завершала ритуальные труды этого дня — женщины в этот день выполняли весь годовой цикл работ — теребили лен, пряли, ткали, белили. А заканчивалась — десятой пятницей, когда гадали и загадывали будущее.
Макошина Стреча
Вот и открывается нам суть осенних праздников в честь Макошь! Вся народная любовь к этой Богине, все обращения к ней, плетущей нити судьбы, становятся правильными именно в эти дни начала зимы. Праздник, который располагается между двумя значительными событиями, когда Навь становится сильна. Для меры всего нужен сильный праздник Прави, явление светлых Богов — ведь впереди тёмное и холодное время суток.
Как отметить праздник Макошиной Стречи? Как поприветствовать Богиню судьбы? Давайте послушаем веление своего сердца. Ведь славянский праздник — это, прежде всего, наш настрой, а не внешняя обстановка. Ну а я сделаю так, как собиралась: есть у меня ёлочка знакомая, пушистенькая, навяжу на неё науз с заговором, да буду ходить, благодарить Макошь – Мокошь за дары её щедрые.
Как на этом клубочке семь узелочков,
Так и у меня, семь раз счастье завяжется.
Воймя Рода, во Родных Богах проявленного!
К тем словам моим нибо и земля — ключ и замóк.
Да будет так —
Завязываю на том! Слово моё крепко!
Воймя Макошь, судьбу дающую!
Тако бысть, тако еси, тако буди!
Заключение: магия чисел славян
Вот и увидели мы мерный ритм дыхания Нави и Прави, всего лишь посмотрев на календарь славянских праздников. Вероятно, что-то ещё скрытое от нас таится в других числах этого ряда, созданного самим Родом. Какие проявления Прави происходят, например, 10-12 ноября? Или 16-18 ноября? Магия чисел подсказывает нам, что и здесь таятся тайны.
Нам всем предстоит много открытий, если захотим дышать вместе с Природой, в одном с ней ритме, то набирая воздух, то отдавая его. И радость познания наследства наших предков движет нас всех вперёд, к пониманию себя в этом мире. И, если вам интересно, то можно ещё поговорить о магии чисел, например, о числе сорок, которое считалось числом абсолютной законченности и завершенности. «Сорок» — древняя единица счёта, «сорок сороков» — очень много и вместе с тем означает определённое количество. Сорок дней нужно Душе умершего, чтобы добраться до Нави. Много тайн таят числа. А славянский календарь ещё больше.
Радости открытий!
С праздником Макошиной Стречи.
Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»
А также читайте:
Что за пятницы Макошь такие? Праздник иль работа?