Богиня Лёля: сказки и мифы о славянской Богине Весны
Лёля – славянская Богиня Весны. Сказывают, что и сама она похожа на погожий весенний денёк. Краше всех девушек она в хороводах, светлее всех лицом, а волосы её золотые, будто снопы пшеницы. Да и характер славянской Богини Лёли весёлый да лёгкий, как прозрачный весенний воздух. С приходом на землю Богини Весны пробуждается не только природа, но и чувства. «Наряди пень в весенний день, и пень красив будет!» – вот как мудрые люди сказывают.
Мы же нынче поделимся сказками о Лёле, которые ведаем сами.
Богиня Лёля, воплощение весны у славян
Сказ первый: о том, как превратилась прекрасная Богиня в чудовище
Сказывают у нас на Севере такую историю о Богине Лёле, будто побывала она однажды страшным чудовищем. Было это во времена, когда хотел страшный Кара-Скипер-Зверь хотел поработить землю. Украл он трёх дочерей Бога Сварога и Богини Лады: Лёлю, Живу и Марену – да превратил их в страшных чудовищ. Триста лет и три года жили Богини в образе чудовищ, подчинялись Скипер-Зверю да помогали ему творить худо, ведь не помнили, кем были они сами. Лишь Перуну, Богу Грома, удалось освободить сестёр от заклятия, но память о былом не ушла совсем.
Богиня Лёля среди светлых Богов и ей сестра Богиня Морена среди тёмных Богов
Сказывают, что Богиня Морены, сестра Лёли, так и не забыла злого колдовства Скипер-Зверя и стала тёмной Богиней. Богиня Лёля и Богиня Жива освободились от худа. Но забыли ли его? Вот что об этом сказывают в сказке о том, как Лёля освободила деревенских парней от заклятия ледяного сердца:
Жива и Лёля сели напротив друг друга, и, пристально глядя в глаза, стали разматывать клубки воспоминаний. «Это повседневные мысли, — окунулась Лёля в мысли и воспоминания сестры, — заботы... дальше, дальше... потаенные мысли... дальше... вот полустертые воспоминания о жизни в шкуре чудовищ... дальше... так, раскапываем глубже...»
Вдруг Лёля нащупала серебристую ниточку забытого заклинания, она струилась в самой глубине, извивалась, ускользала... Лёля ухватилась за нее. Заклинание и противозаклинание покачивались из стороны в сторону, связанные друг с другом навечно. Лёля нырнула мыслью в заклинание и тут же перебросилась, потрясенная открывшимся знанием, в его противоположность, быстро осмыслила увиденное. — Все, я знаю! — четко выстроились в голове все дальнейшие действия.
Облегченный вздох вырвался у всех. А Лёля одним движением распустила свои чудесные волосы и подошла к отцу.
— Батюшка, режьте все до единого волоска!
Сварог испуганно отпрянул от дочери.
— Режьте, батюшка, это единственное средство.
Скоро Лёля уже поворачивала перед зеркалом странно полегчавшую голову, а Ярило, подравнивая некоторые прядки, призывал всех присутствующих подтвердить, что его тетушка стала еще красивее, убедившись, что это так, Лёля вернулась к столу, на котором, как сноп спелой золотистой пшеницы, лежали пряди волос. Она простерла над ними руки и зашептала слова противозаклинания. Колыван, который изо всех сил делал вид, что и не слушает вовсе, а сам так вытягивал уши, что смог уловить несколько слов:
— Я стою между светом и тьмой. И это главное, поскольку стою я между ними, а мысль моя проникает между частью и целым, убирая тьму и давая путь свету!
И еще обрывки фраз, которые никто не смог услышать. Потом она повернулась к Колывану и сказала:
— А теперь внимательно выслушай меня и накрепко запомни, что будете делать.
Чур с сестрой мирно сидели за столом, когда из заветной дверцы вывалился Колыван, прижимая к груди увесистый узел. Поднялся с пола, углядел на столе свою недопитую кружку с медом, одним глотком осушил ее до дна и только тогда ответил на вопросительный взгляд Чура:
— Все хорошо, средство нашли, Ярило Весну приведет, Мать-Сыру землю отворит, а мне домой надо, старосте все рассказать, что делать дальше.
— Домой, так домой, — ответил Чур, — это нам недолго.
История вторая: сказки о Лёле – Богине Любви
Называют у нас Лёлю не только славянской Богиней Весны, но и Богиней Любви, а особо покровительницей девичьей влюблённости. Именно к Лёле, Богине славян, обращаются юные девушки, когда просят о встрече с суженым.
Просят её и о девичьей красе да умении нравиться парням. Ведь о самой Богине Лёле сказывают, что всем она люба! Даже Кощей, тёмный Бог, влюбился в неё, о том, как это было, рассказывают северные легенды:
А в Яви, где все праздновали переход весны в лето, многие Боги, приняв облик людей, тоже наслаждались каждым мгновением цветения черёмухи, водили хороводы, пели и танцевали. И даже Кощей, главный помощник Черно- бога, Властителя Нави, не выдержал этого сладостного томления. Он много лет страдал от неразделённой любви к Лёле — Богине Весны. В прошлые Русалии Кощей замыслил похитить Лето, но вышла ошибка, и была похищена другая девушка.
Вот сейчас, обернувшись чёрным вороном, сидел он в густых ветвях берёзы и наблюдал, как Лёля, в облике земной девушки, кружилась в танце, играла в горелки, бегала быстрее всех, смеялась звонче всех.
В душе Кощея до сих пор цвёл цветок памяти о тех трёх днях, когда он думал, что Лёля любит его. Кощей холил и растил этот цветочек в надежде на несбыточное и упивался воспоминаниями о тех счастливых днях.
Эти сладкие грёзы нарушила Морена, Богиня Зимы и Смерти, жена Чернобога. Она тоже решила посмотреть, что делается на белом свете, и тут же заприметила Кощея. Личина ворона заколыхалась, замерцала, и сквозь неё Морена увидела Кощея таким, каким видели его все Боги — высокого мужчину, с широкими сутуловатыми плечами и очень тонкой талией. Шапка иссиня-чёрных волос делала его ещё выше, а худобу тела подчёркивала шея, сильно наклонённая вперёд, так что задумчивый и печальный взгляд Кощея всегда был устремлён вниз перед собой. Сходство с вороном, облик которого Кощей любил принимать, усиливал характерный нос, очень похожий на вороний клюв. Одежда из чёрной кожи аккуратно облегала тело, чёрный широкий плащ-накидка очень напоминал раскинутые крылья.
Непонятная улыбка скользнула по губам Морены, а может, и не улыбка вовсе, а просто презрительная усмешка. Её сумрачная красота притягивала и отталкивала одновременно. Морена презирала всех и ненавидела всех. А сейчас она искала повод устроить ещё какую-нибудь подлость и развлечься, наблюдая. Кощей подвернулся очень кстати, под настроение.
— Всё страдаешь? — Морена влила в вопрос всё участие, на которое была способна. Кощей тут же попался на этот глянец, маскировавший равнодушие и презрение.
— Да, Морена! Ведь год прошёл с тех трёх дней, когда я думал, что Лёля любит меня.
— Вот бедолага! — страдание, звучавшее в его голосе, поразило даже циничную Морену. — А я как раз и пришла попроведать тебя. Думаю, как там Кощей, все ещё помнит Лёлю? — лицемерным голоском защебетала она. — Может, и помогу чем!
— Да уж, твоя помощь, Морена, как последний гвоздь в домину, — поморщился Кощей. — Весь год от твоих советов не очухаюсь!
— Как, — притворно возмутилась Морена, — ты же сам сказал, что всё время вспоминаешь три счастливых дня! А кто тогда тебе помог? Вспомни-ка! Не я ли?
— Ты, — нехотя согласился Кощей.
— А знаешь, Кощей, я недавно была в гостях у Мутаны, чёрной колдуньи.
— Да уж, добра не жди от такого вот гостевания, — пробурчал Кощей, все ещё сердясь на Морену.
— Как обидно, как обидно! — Морена сделала вид, что прослезилась от обиды. — А я- то уж так уговаривала Мутану, так уговаривала. И всё, чтобы тебе помочь.
Морена вытерла сухие глаза, скрывая коварный блеск.
— И ведь почти уговорила!
— На что уговорила? — не сдержал любопытства Кощей.
— А сделать для тебя на Лёлю любовный приворот! Всего-то и дел, пошепчет что-то, веточкой помашет. Сейчас, когда черёмуха цветёт, самые сладкие привороты получаются.
— Морена! — нахмурился Кощей. — Лёля — Светлая Богиня, а ты о чёрном привороте толкуешь. Это опасно и ей, и мне. Это, как воду и огонь соединять! Можем погибнуть — и она, и я.
— Кощей! Любовь чёрной не бывает! Ты же любишь Лёлю?
— Да, люблю! — не стал отрицать Кощей.
— Лёле от твоей любви вред идёт какой?
— Нет, — согласился Кощей».
Третья сказка: о том, как Богиня Весны приходит на землю
Добрались мы до главной сказки о Богине Лёле – о том волшебном дне, когда приходит она в мир Яви. Случается это в день Весеннего Равноденствия. Поворачивается солнечное колесо, предаёт Коляда, Бог Зимнего Солнца, правление Ярило, Богу Весеннего Солнца, отворяется земля и вода, пробуждается природа, а люди встречают этот миг весёлым праздником...
Богиня Лёля и Бог Ярило приходят в Явь
Вот тогда впервые приходит на землю Богиня Лёля под руку вместе с Богом Ярило. Да спускается сразу к весёлым хороводам и танцует в них среди обычных девушек. Быть может, и вы в этом году встретитесь с ней?
Тем временем с песнями собралась на поляне вся молодёжь, нарядили Лёлю во всё белое, украсили венком из только что сорванных цветов, посадили её на трон из нескольких слоёв дёрна с пушистой травкой, а вокруг стали хороводы водить да песни-веснянки распевать:
Ой, Лёля, Лёлечка!
Дай нам травки
да повыше.
Ой, Лёля, Лёлечка!
Дай нам милого, да покраше!
А со всей деревни угощения несут, Лёле требу — пироги, печенья-варенья да крашеные яйца. Это всё на общий стол к вечеру пойдёт. А ещё венки зелёные, накануне связанные, складывают горкой. Их потом Лёля раздаст всем, как оберег, будут хранить их до следующего Лёльника. Попели, хороводы поводили, а как Лёлю в свой круг взяли, так танцам время пришло. Кто в хороводе пляшет, а кто и на круг выскакивает, да такие коленца выкидывает, что диву даёшься. С притопом, с прихлопом, да частушку надо прокричать, народ посмешить:
Пойду плясать,
Свою выходку казать.
Вот и я, вот и я,
Вот и выходка моя!
И пошло веселье!
Светлые Боги любили праздники посещать, в людской личине и поют, и пляшут. Никто и не догадывается, что настоящая Лёля, Богиня, тут же хоровод водит, а Ярило с девушками в горелки играет.
Из книги «Приключения Ярого Бога»
Что было дальше?
Потому, коли хотите лучше понять характеры славянских Богов и научиться зримо представлять себе устройство Мiра у славян – читайте наши сказки. В них не просто развлечение, но и наука!
А также читайте:
Древние легенды и мифы — Суд Макошь над Мореной
Сказка про Кикимору Болотную да Домашнюю
Северные былички: сказки про Домового, Лешего и других духов