Тайные ритуалы и обряды вокруг обетных крестов
Славим Богов, чтобы укрепить связь с ними да всегда быть под их защитой
Подробнее
Недавно поняла, что многие не знают о таком значительном культурном явлении, как «обетные кресты». Между тем, ритуалы и обряды с ними широко распространены у нас на Севере и играют значительную роль в духовном общении с миром Богов и Предками. Нам, сотоварищам «Северной сказки» важно, что знание шло от народных традиций, а не от придумок тех, кто и не видел-то никогда дорогу между деревнями, которая летом идёт по реке, а зимой – по зимнему льду. Важно, чтобы вы получили представление о подлинных ритуалах и обрядах древней северной земли.
Ритуалы и обряды древней Мезени
Мезень раскинулась на краю земли территорией в 35 тысяч квадратных километров, что поболе будет всего Бельгийского государства. На севере плещется Белое море, и ложится холодным кольцом Северный полярный круг. Неспешно текут реки, полные красной рыбы, изгибаясь под напором непроходимой тайги. И редкие деревни, прижимаясь к чистейшим водоёмам, хранят внутри своих тёплых деревянных домов вековые традиции северного народа.
В том числе и обетные кресты, которые сами по себе — яркий образ не только религиозных представлений северных староверов, но и художественного вкуса и мировоззрения.
Хотя и сейчас этих крестов довольно много, по описаниям путешественников XIX столетия и даже по воспоминаниям старых людей, раньше их было много больше. Считается, что такие кресты ставили по трём причинам.
Зачем ставили обетные кресты?
Первая причина — надмогильные обетные кресты
Изучающие быт древних славян знают, что сожжение умерших было традиционным способом освобождения Духа от тела, но мало кто знает, что в северных деревнях поступали так чуть ли не до начала двадцатого века, и прах умерших предков хоронили в защитных валах вокруг селения.
Таким образом, селение было окружено той самой могучей защитной оградой, про которую в старо-русских заговорах шепчут, взывая к Предкам: «Вокруг нашего двора стоит каменна гора, Отцом-Родом заперта». Поэтому надмогильные обетные кресты ставились для обозначения места захоронения Предка-защитника и как обет-обещание следовать заветам Предков и не уронить честь своего рода.
Только увидев деревянный обетный крест рядом с домом — напротив переднего угла, около порога или даже на огороде, начинаешь понимать эту простую истину: «Наши предки нас хранят». Обычай хоронить прах от крады вблизи жилища был свойственен всем славянам, это известно археологам по раскопкам, но сохранялся он так долго, пожалуй, только в Мезени. Например, в Кимже, дальнем мезенском селе, славящимся своими чародеями, которых до сих пор кличут у нас «чернотропниками», лишь в 20-х годах двадцатого века насильно было создано деревенское кладбище. Обычай этот стал уходить в прошлое, но, пожалуй, не ушёл до конца — старообрядцы и не такое давление властей выдерживали!
Есть ещё места, где ставили такие охраняющие кресты — на перекрёстках дорог. Известно, что такие места всегда считались границами миров и местом проявления потусторонних сил. До сих пор сказывают на Мезени о страшных привидениях, появляющихся на перекрёстках дорог. Только кресты – место выхода Предков-защитников — являлись безопасными.
Те же зловещие места, в которых по какой-то причине не поставили крест, считались опасными. Вот интересный рассказ, записанный от местного жителя:
«Крест стоял около бора. Там его поставили, потому что в том месте блазнило. Там видели всяких навий. Есть ещё одно место, у ручья, где, говорят, пугает. Там слышат звоны и колоколы, да песни, да свист. Один парень поехал, так кони стали, не могли ехать. Так и вернулся».
Вторая причина — благодарение Богов за свершившееся
По рассказам наших стариков, чаще всего обещались (овещались) Богу рыбаки, если случались опасные случаи в море — а они случались очень часто. Выйдя из пучины живым, моряк ставил обетный крест или на берегу — месте спасения, или около дома, в родной деревне. Есть даже мезенская поговорка, ярко объясняющая множество обетных крестов: «Кто в море не бывал, тот Бога не маливал».
Третья причина — волхование на исполнение желания
Третья причина, по которой ставили обетные кресты — волхование на исполнение желания. Кресты, поставленные по обету (обещанию), обязательно обращёнными к какому-либо Богу, ставились в благодарность за полученное добро или за избавление от чего-то.
Очень часто кресты ставились как обещание Богу за исполнение чаяния.
Известно много крестов, поставленных как мольба о выздоровлении, особенно от детских болезней. Их можно определить по тому, что на кресте закреплён отрез материи или даже вышитое полотенце.
Вот что рассказывала жительница деревни Кулогора:
«Весили полотенца на кресты, большой крест был в Тороме. Я сама ездила. У меня нога болела, я повещалась платок шёлковый повесить. Как сделала, так и нога перестала болеть».
Чем тяжелее болезнь, тем длиннее или изукрашеннее отрез дарственной материи.
Ритуалы и обряды обещания Богам в вышивке
Сам образ обетных крестов также существует в обережной северной вышивке — углы в вышивке, называемые «голубцами», символизируют такой же обетный крест, только выполненный не в дереве, а нитками на ткани.
Таким образом, обетный крест — мощный магический артефакт в обряде исполнения чаяния, обращённом к Богам. Как видим из рассказа, такие кресты служили не только тому, кто его поставил, а являлись предметами силы, связывающими людей и Богов. Были почитаемые обетные кресты, к которым ездили за многие версты. Один из известных — на высоком берегу реки Мезени, близ деревни чернотропников Кимжи.
Ритуалы и обряды общения с древними Богами
Другие кресты также располагались на возвышенностях, в рощах над рекой, при слиянии двух рек. И недаром! Именно в таких местах всегда ставились древние святилища.
Да и как не поверить в это, если один из видов обетных крестов представляет собой небольшое помещение с открытым входом и двускатной крышей. Глядя на золочёные христианские храмы, пышными главами попирающими окружающее пространство, и сравнивая их с пронзительной природной красотой деревянных обетных крестов — местом прямого общения людей и Богов, понимаешь разницу мировоззрения. Даже несмотря на то, что в последнее время эти кресты православная церковь встроила в свои ритуалы, и на некоторых древних святилищах виден православный крест — это не мешает им обращаться к Предкам и Родным Богам.
Сюда несли свои надежды, приносили тряпичных кукол и вышитые полотенца, бросали монеты в реку. Здесь, без нарядных посредников в тяжёлых облачениях и высоких шапках, вели свои беседы с Предками и Богами, здесь хранили старую веру и родовые устои.
Вот что скрывается за этими тёмными от времени крестами, остатками прошлой эпохи. Может быть, в этом обычае — надежда на возрождение славянских родов? Знали ли вы до того, как прочитали об обетных крестах в статье от «Северной сказки» об этих ритуалах и обрядах?
Будьте счастливы!
Иванова Ирина, главный редактор «Северной сказки».
Читайте также:
Крест у славян: зачерчивание в северной магии