Оберег духовной силы — северные узоры!
Стань помощницей Богини Макошь!
Узнать больше →
— Вот ведь, сломала я голову ...ткачество бранное понятно…. но есть ещё и традиции вязания….у меня от попыток реконструкции этих "древних" техник северного вязания такая мысль прискакала (иначе не выражусь) — это всё гиперборейское наследие, в осколочке такого прикладного творчества как вязание, — так написала нам давняя знакомая.
Соглашусь! Недаром и в бранном ткачестве, и в северных вышивках, и более позднем вязании сохраняется завораживающий ритм 1-3-5-7. Удивительный оберег духовной силы можно найти в наших северных узорах. Гиперборейское наследство нашей древней земли? Возможно. Давайте рассмотрим и техники бранного ткачества и северного вышивания и вязания повнимательнее.
Чудо северных узоров — оберегов духовной силы
Что раньше возникло — бранное ткачество или вышивка, так сразу и не скажешь. В старину не говорили «вышивать», говорили— «строчить». «Строчить письмо» — значило «вышивать строкой». Ткань была простого переплетения, и «строчили письмо», отсчитывая нити основы. Все вышивки были счётные, вышивка шла «строчкой» и нити шли как по одной стороне ткани, так и по другой. В итоге получался рисунок с двух сторон, только «негативный» — где на одной стороне белое, там на другой стороне — красное. В результате получалось бело-красное плотное полотнище.
Бранное ткачество уже изначально соединяет в себе нить основы и нить утка, образуя плотное переплетение. И северная вышивка, и бранное ткачество рано являются оберегом духовной силы. И вот, почему.
Чудо северных узоров, их удивительное действие сейчас становится широко известным. Как пишет Марина Качаева:
«Использование простейших ритуальных знаков — креста и тому подобное, широко распространено в практике русского знахарства, а представления о причинах украшения одежды узорами варьируются от короткого «оберег» до пространного объяснения «а чтобы голова не болела».
Каким же образом узоры и их изготовление влияют на человека? Не буду сейчас говорить о цвете — в северной вышивке главным образом использовали красную вышивку на белом, или даже белую вышивку на белом. Потрясает голографический эффект от рассматривания бело-красной вышивки.
Принцип равновеликости площади узора красного и белой ткани приводит к тому, что возникают и красные узоры и белые, которые образуются между красным. В бранном ткачестве это очень заметно — то, что на одной стороне пояса воспринимается «фоном», становится основным узором на оборотной стороне.
Если рассматривать узоры расфокусированным зрением, то возникает эффект сродни популярным сейчас 3D картинкам — узоры начинают приобретать объём и отодвигаться друг от друга. Иногда, если рассматривать большое полотно на расстоянии, возникает ощущение глубины, достигающей 1-2 метра. Сознание начинает «плыть» и на авансцену выходит какая-то подсознательная родовая память, древние почти забытые образы начинают наполнять воображение.
Попробуйте посмотреть на этот пояс расфокусированным зрением с расстояния метр-полтора, попеременно переключаясь то на красный узор, то на белый узор — и вы можете увидеть голографическую картинку.
Магия ритма северных узоров — оберегов духовной силы
Но меня сейчас интересует завораживающая магия ритма. Вышивали или вязали когда-нибудь северный архангельский узор? Если нет, то очень советую. Что-то древнее и скрытое начинает рождаться, пока вымеряешь эти один-три-пять.
Удивительно, что при всей видимой сложности орнамента в каждой строчке очень понятно куда идти – вправо или влево, сдвигаясь на одну нить в сторону. Каждая строчка подчиняется ритму один-три-пять и, накладываясь на нижнюю, создает эту красоту.
Только осторожнее — если вы начнёте вышивать или вязать архангельские узоры, у вас, скорее всего, возникнет зависимость. Вам будет очень не хватать этого танца и непрекращающегося удивления от того, как просто и понятно складываются чудесные узоры.
Мужской северный узор — «Громовержец»
Меня интересует ритм северных узоров. Что повлияло на создание этого чудесного ритма 1-3-5, иногда 1-3-5-7? Технология бранного ручного ткачества на древнейших инструментах, известных уже тысячелетия?
Дощечки-кружки, на ниту-сволочке, на простейшем ткацком стане и появившееся в девятом веке бёрдышко явились причиной этого ритма — или напротив, что-то знали наши предки о магии нечётных чисел и создали инструменты, позволяющие делать эти волшебные вещи?
Не видим ли мы в этой традиции знание чего-то очень важного, переданного нам музыкой узоров? Давно замечено, что ритм мужских орнаментов отличается от ритма женских орнаментов. Роль мужчины больше внешняя, и на мужских узорах появляются «рога», у нас он так и называется — «мужской узор».
Женские узоры — с другим ритмом. Эти узоры создают какой-то колебательный контур, который наверняка согласует природные ритмы человека и окружающей среды. Об этом можно говорить долго, но, похоже, традиционный запрет на прерывание узора имеет именно эту скрытую причину. По рукавам, подолу, горловине узор должен идти непрерывным кольцом — и если его воспринимать как некий «круговой генератор колебаний», то всё становится понятным.
Женский узор — «Лунная дева»
Магия ритма северных узоров — оберегов духовной силы
А вот другой способ передать этот ритм — вязание. У нас на севере есть узорное северное (иногда пишут архангельское орнаментальное) вязание и приводят в качестве примера варежки. Этими варежками наполнен весь Архангельск — чуть только наступают холода, и их начинают носить все, от мала до велика, независимо от пола и стиля одежды. Орнаменты неизменно передаются из поколения в поколение.
Аранское вязание — стиль вязания, при котором образуется узор из переплетения кос и скрещивания петель; стиль происходит родом из Ирландии, с островов Аран, которые дали стилю название.
Изначально это стиль вязания свитеров, так называемых «рыбацких» — большая часть населения данных островов занимается рыболовством. Согласно легендам, косы символизируют верёвки рыбака и являются пожеланием удачи, сетки, иногда заполненные узорами ирландского мха или морских водорослей, обозначают группы островов, и являются пожеланием богатства. Зигзаги, ломаные линии и цепочки — дорожки на утёсах, а дерево жизни, частый узор — символ единства клана.
Тамошнее аранское вязание похоже на наузы, и многие символы совпадают со славянскими. Они тоже ведь север — и как поморы, тоже вязали спицами. В итоге ключевые символы общие, образ жизни схожий, но техника (непосредственно в вязании) различна
Ну, правда же, вот интересно... почему в Ирландии для передачи сакрального смысла символов и для утепления придумали косы-зигзаги, а вот наши поморы вязали для составления орнамента и переброс нитей при этом уплотнял изделие. И что еще.
Там, и у нас — что косы их и зигзаги, что наш переброс цвета — идет в одном счете 1-3-5 (реже 7 петель) на расклад узора... Ну как объяснить — что ирландцы и поморы вязали по сути одно и то же с одинаковыми целями при схожем образе жизни, только приёмы рознятся...видимо было у них общее наследие.., — это продолжает размышлять наша давняя знакомая, осмысливая эту важную идею.
Вот и получается, что неспроста на древнем холодном севере сохранились узоры, греющие душу!
Надеюсь, что и вы заинтересовались сейчас не просто «красивыми узорами», а традиционной обережной вышивкой!
Мы в «Северной сказке» стараемся рассказывать и предлагать вам вещи, которые несут в себе магию оберегов духовной силы,
например, такие:Читайте также:
Знакомство с мастером: обережные узоры северного ткачества и вышивки
Русская народная вышивка: Орепий и славянский Громовержец
Русские узоры. Возрождение души