Северные волхвы - путники между Мирами
Считалось, что волхвы, кудесники, колдуны (у некоторых северных народностей называемых «шаманами») могут путешествовать между мирами и общаться с иными сущностями.
Для обряда шаману нужны знания, атрибуты – и место силы. Сохранились ли места силы с тонкой границей между мирами? Неужели они существуют до сих пор?
Древние славяне верили, что мы живем в мире Яви («живем как наяву») и что жители иных миров (Мира Прави и мира «Нави») могут проявляться в нашем Явном мире, проникая через незримую границу.
Обитатели Мира Прави являются нам Богами, обитатели Мира Нави – в виде ужасных сущностей, издавна называемых «навьями» и в виде Духов умерших Предков.
Почему на Севере так упорно верят в духов и существ?
Вот высказывание Мише́ля де Нострда́ма, известного также как Нострада́мус (1503 —1566), французского прорицателя: — Север – это особое место, где встречаются иные миры.
А вот записанная недавно сказка северных народов: — саамский охотник ищет дорогу в пурге и, обойдя скалу, вдруг оказывается в другом мире, где уже нет метели, тепло и ярко светит солнце.
Что еще мы знаем сегодня?
Богатейшее этнографическое наследие, собранное в Архангельской области за последние 20 лет, показывает, что в мифологии огромное место занимают различные существа.
Местный народ так верит в эти существа, как будто бы встречались с ними, как с соседями по деревне.
Из записи рассказов Петухов Александр Иванович (1919-1986), поселок Волошка:
— В нашем крае сохранялись всякие древности. Верили в Домового. Он живет невидимкой в доме — то довольный, то разгневанный. Его задабривать надо. Также и Дух леса... Когда сено косили или лес рубили - надо задобрить Духа лесного. За 7 ударов топором надо было вырубить идола в виде столба, лицом повернуть его от леса, чтобы он не видел нанесенного вреда. При этом сказать заговор из 7 слов. Делать это надо на рассвете, когда еще первые лучи по вершинам. Этот ритуал только птицы видеть могут.
Не потому ли и верят даже современные жители Севера в духов и существ, потому – что так часто их встречали, что даже выработали
Может быть, именно здесь Миры Нави и Прави «подкидывают» местным жителям свои сюрпризы?
Северные шаманы имели хорошую практику?
Для славянской культуры характерно одушевление всего окружающего мира, населенного богами и существами. Славяне верили во всеобщую взаимосвязь и тесную связь человека с иными мирами.
Так же предполагалось, что человек имеет способность посещать иные миры и общаться с Богами и существами, которые появляются в Яви (до сих пор в русском языке используется глагол «проявление», в значении «не было, а потом появился в Яви»).
Из материалов журнала «АРКТИКА - МОЙ ДОМ» (М. «Северные просторы» 2001), можно узнать, что также было необходимо иметь посредника между людьми и божествами (духами).
Задачи такого посредника (волхва, шамана) многообразны: испрашивать у богов и духов благополучия и здоровья, обильного потомства людям и животным, удачи в промыслах, защиты от бед, исцеления сородичей от болезней. Также эти посредники должны провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности.
Северные волхвы (колдуны, кудесники, шаманы) имели широкую известность и, по всей видимости, превосходили любых других своими умениями.
Джером Горсей, представитель английской Московской компании, писал, что перед смертью сам царь Иван Васильевич Грозный велел доставить с Севера - из области между Холмогорами и Лапландией - множество кудесников и колдуний. Шестьдесят этих предсказателей содержались в Москве под стражей, и только любимец царя Богдан Вельский имел к ним доступ, чтобы узнавать у них о ворожбе и предсказаниях, которые так волновали царя.
Не потому – ли это происходило, что северные кудесники просто имели «много практики» для своих волхований?
Ведь не случайно А.С. Пушкин писал именно о северных колдунах:
К предметам мудрости высокой
Все мысли их устремлены;
Все слышит голос их ужасный,
Что было и что будет вновь,
И грозной воле их подвластны
И гроб и самая любовь.
И сейчас на Севере колдуют славянские шаманы!
В иллюстрациях к этой статье Вы видите известного шамана Вячеслава Ларионова.
Он – тот, который построил под Архангельском славянское капище с сорока Чурами, самое большое капище на Северо – Западе.
Он – тот, который возродил архангельский лабиринт на берегу древней Двины. Он – вдохновенный волхователь, современный шаман, властитель дум, художник и музыкант.
Даже сейчас мы можем приобщиться к этим тонким, духовным переживанием через творчество Вячеслава Ларионова.
Его рисунки, напоминающие древние петроглифы, нельзя представить без беломорских лабиринтов.
Полон наш северный край чудесами! И всё, что мы можем рассказать, написано в наших книгах серии «Белая славянская магия».
Читайте нашу следующую статью, какие иные миры существуют рядом с нами.