Работа со стихиями в северной чародейной традиции
Давно хотела написать статью о магии четырёх стихий. У наших предков всё было как-то просто — то, что мы сейчас называем работой со стихиями, для них было просто жизнью. Чистая вера в то, что вода-водица смоет все уроки-призороки, а огонь поставит огненный защитный тын, помогала получить помощь стихий без особых усилий. «С ветра пришло, на ветер поди!» — отсылали болезни, а землицу родную зашивали в мешочек и брали с собой в дорогу, на удачу и чтобы домой поскорее вернуться. Нам же, современным, да ещё и городским жителям, надо как- то особо исхитряться, призывать силу стихий каким-нибудь особым образом для того, чтобы хоть как-то объединиться с Природой. В этой статье постараюсь изложить основы магии стихий — как работать со стихиями и как получить помощь стихий, следуя древней северной заговорной традиции.
Зачем объединяться с Природой?
Это не нужно объяснять, если мы договоримся с вами, дорогие читатели, что Природа — это те Мiры, что созданы на заре времён Родом-Творцом. Что всё, что мы ощущаем телом — яркое тепло солнечных лучей и прохлада речной воды, сладость земляники и заливистый смех ребёнка, шелест травы и горьковатый запах молодой листвы — это Природа. Всё, что мы ощущаем душой — радость, любовь и горе, гнев, страх и любопытство, терзающие нас по очереди — всё это Природа. Хочешь быть живым? Откройся Природе, стань с ней единым!
Зачем работать со стихиями? Зачем работать со стихиями?
Считай, что природа явного Мiра состоит из четырёх стихий — и будешь прав! Земля, плывущая в хороводе длиною в год; вода, низвергающаяся с небес и разливающаяся низом; шаловливый ветер, поднимающий рябь на поверхности озера; гневный огонь, который извергает земля и молнии, сверкающие сверху — всё это Природа, наполненная силой стихий. Хочешь быть здоровым и счастливым? Изучай работу со стихиями, изучай основы магии стихий, привлекай магию четырёх явных стихий себе на помощь!
Основы магии стихий в северной традиции
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО
Работа со стихиями, получение помощи от стихий, требует непосредственного взаимодействия с ними, в магии четырёх стихий нужно именно телом ощущать это соединение.
- Помощь от стихии воды: обращения к воде шепчутся на воду, которой затем умываются («водой опкатят» или «обдают») или пьют. Это видно из приведённых ниже примеров — наговаривают на воду, которой затем умывают больного (иногда бабка-ведунья набирает в рот воды и прыскает на больного, это даёт заговору ещё большую силу), также воду выливают («затем водой из чашки умыться три раза, слева направо попрыскать воду из чашки, вылить со словами: "От людей пришло, иди к людям" (выливать в три приема)»).
[На воду, а водой опкатят]
От урока, или сглаза. Наговаривают на воду, которой окачивают больного. Встал азъ (имярек) благословясь, пошел из избы дверьми, из двора воротми, да вышел в чистое поле. Также на мене (имярек) не держались бы ни уроки, ни призоры, ни лихие оговоры, ни ветрены прострелы, и ни ночные переполохи.
[На водушку, обдавать водой]
Стану азъ (имярек) благословесь, пойду из избы дверьми, из ворот воротами, выду я в цистоё полё, в цистом поли стоит дуб, в этом дубу человеческая мёртвая голова, в этой головы нет ни урокоф, ни призороф, ни людских оговороф, ни отцёвой думы, ни материной. Такжо бы у моёго робёнка не были ни уроки, ни призоры, ни людскии оговоры, ни отцёвы думы, ни материны. Отець нёбо, мать зимля, дай добра моёму младенцю, не для мудрости, не для хитрости, для великой для Божьей для милости.
[На водушку, обдавать водой, черти круг 3ж посолонь]
Стану азъ (имярек), выду из избы двирями, из двора воротами, выду в цисто полё, в цистом поли стоит синей каминь, у этого каменя протёкла речка быстрая, на этой речки быстрой сама мать Присвятая Богородица моёт своё белоё лицё. Припаду, попрошу я милосердую матушку Царицю Небесну: Дай Ты мне святой воды, штобы оммыть мене (имярек) от манакосных слоф, от матерной думы, от чужого наговору, от девици простоволосой. Цёрна грыжа, красна грыжа, бела грыжа, пупная грыжа, паховая грыжа, ножная грыжа, всюноцьна и полуноцьна и вецерня и утренна, полуденна, выди, выступи, нутренна грыжа, серцёвая грыжа, на тёмныи леса, на топлыи болота, от рук, от нок, от буйной головы, от ретивого серця, от очий ясных, от румянного лиця!
[Ина заговор говорить к жене хотящей родити, черти круг 3ж посолонь]
Взять ключ, кой всегда носишь при себе муж или жена, да в боротку в трубу налить воды и говорить, а будет трубка мала или розна, и тот положить в воду в свежую также в сосуд и говорить 3-ж. Есть чисто поле и на том святом поле едет Соломонидушка и везет ключи, и отмыкает теми ключами горы каменныя и костянныя, горы железныя и також отмыкай и умене (имярек) костянныя и жильныя сему младенцу изыти из матерня чрева. 3-ж по преждеписанному.
-
Помощь от стихии воздуха. Ветер и «вихор» (воздух) призывают, когда хотят усилить действия заговора на воду («вылить так, чтобы вода разлетелась по сторонам и сказать: «четыре брата вихоря, разнесите моё чаяние по всем четырем сторонам») или даже в тех случаях, если те заговоры не помогают («если слова на воду не помогают.., то надо окуриться...»; работа со стихией воздуха требует окуривания дымом или непосредственного разбрасывания чего-то по ветру; это видно из приведённых ниже примеров:
[На воду, а водой опкатят. Черти круг 3ж посолонь]
Призор — болезнь от сглазу: общее недомогание, потягота и зевота. Взять горшок с водой и поставить его на шесток. Затем взять три камушка одинаковой величины: один под печкой, другой в бане, третий на улице. Над каждым камушком говорить слова: «Встану благословясь, пойду из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле — к Океан морю. В Океан море стоит белый латырь (алатырь)-камень. На том белом латырь-камне сидит матушка Пресвятая Богородица, тугой лук натягивает, каленыя стрелы направляет — семьдесят три и две, и единую стрелу. Стреляет и отстреливает от мене (имярек) все притчи, призоры и ветрянны(е) переговоры с костей и с мозгей, и с ясных очей, с белого лица, с ретивого сердца, с горячей крови, со всего стану человеческого. Буди мои слова крепки и тверды из ключа в ключ, из замка в замок, во веки веков».
Затем наговоренный камушек опускают в горшок, предварительно перекрестивши им воду. Если при погружении в воду который-нибудь камушек произведет в ней шипение, то болезнь обязательно от призора. Водой из горшка нужно окатить больного через хомут, держа последний над головой больного, или под трубой (в курной избе) или над третьей подпольной ступеньке, и напоить этой водой. Если слова не пристают к больному, то он должен взять своих волос, положить на сапожную стельку, зажечь их, окуриться и говорить слова снова. Если же слова не помогают, то нужно отрезать волос и одежды у человека, который, по мнению больного, его сглазил и окуриться ими, положивши их на сапожную стельку. У кого отрезают, тот не должен этого знать. Одежды нужно отрезать на видном месте, так чтобы человек, увидавши дыру, непременно «ойкнул» и тогда окуривание принесет пользу.
[Слова на честь девушкам, т. е. чтобы от молодцов постоянно им был почет]
Встану благословясь,
пойду из дверей дверями,
из ворот воротами,
выйду в чистое поле,
погляжу под восточную сторону.
Под восточной стороной встает заря утренняя,
выкатается красное солнышко.
Пусть буду азъ (имя рек) краше красного солнышка,
белее светлого месяца,
румянее утренней зари и вечерней,
краше всего миру славного.
Как глядят все люди на красное солнышко и на белый свет,
так смотрели бы молодцы на азъ (имя рек)
и почитали бы и возносили бы ее на головах своих.
Не могли бы добрые молодцы и красные девицы без меня не жить,
не быть, не игры заводить.
Буди эти слова тверды и прочны из ключа в ключ, из замка в замок. Да будет так!».
Говорить слова три раза в воду, после каждого раза плюнуть три раза в воду. Наговоренной водой помыться, а остатки вынести на улицу и вылить так, чтобы вода разлетелась по сторонам и сказать: «четыре брата вихоря, разнесите мою честь и славу по всем четырем сторонам».
Если слова не помогут, то на Купало (24 июня) снести два яйца в муравейник и держать три дня. После одно яйцо вынести, а другое оставить гостинцами «муравейному царю». Принесенное яйцо выпить со словами: «Как около этого яйца «скались» мураши, так бы около меня (имя рек) «скались» и увивались молодцы».
Заговор — по ветру спустить. «Пойду азъ (имя рек) из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле виют двенадцать ветров, тринадцатый вехорь (вихрь). Спрошу я у двенадцати ветров, у тринадцатого вехоря: «куды виете, куды путь держите?» Отвечают двенадцать ветров, тринадцатый вехорь: «идем мы в дальнюю землю — рек и болот подсушать, тёмные лесы(а) погублять». Скажу я двенадцати ветрам, тринадцатому вехорю: «не ходите в дальнюю землю рек и болот подсушать, тёмных лесов погублять, а подьте, снесите от мене (имя рек) из сердца — тоску, из плоти — сухоту, в суставы — юность. Да будет так!». По «ветру же спустить» — став лицом по ветру, говорить вышеприведенные слова. Слова эти, снесенные ветром, непременно сбудутся.
-
Помощь от стихии огня. Обращение к стихии огня невозможно без пламени — костёр или свеча должны гореть, сообщая Мiрам о вашем чаянии; над огнём прыгают, проводят над ним руками, огнём опаляют, на огонь смотрят; в огне сжигают то, от чего хотят избавиться, или сжигают бумагу с чаянием, чтобы передать своё желание Природе, что видно из примеров:
[Свадебный оберег]
Станут отпущать, зайди в укромную полатку, затопи пред чурами родными свечу, положи три поклона от жалания и наговаривай в висучей замок. Как ричь проговоришь в замок трижды — плюнуть, и на иглы трижды плюнуть. Тот замок замни (замкни) и отомкни. Станешь говорить — снова говори трижды против эстого.
[На роды. Черти круг 3ж посолонь]
Встану азъ (имя рек), благословясь, пойду из дверей в двери, из ворот в ворота, в далекое чистое поле. По чистому полю идет дорогою сама бабушка Соломонидушка! Милая матушка, скорая помощница, пособляла носить, пособи и родить. Золотыми ключами отомкни у мене (имя) костяную тюрьму, костяные замки, костяные ворота, выпусти на белый свет младенецка». Это прочитывается над водой трижды, а нашептанной водой моют лицо беременной женщины и дают пить. Во это время зажигают обручальную свечу; едят крошки, хранимые от свадебного стола, или корочку от хлеба, которым благословляли жениха или невесту.
[Огненный оберег]
В это время смотреть на зажжёную свечу. Тын железный, встань ты от лета, от зимы, от востока, от запада, от севера, от юга. От старця от старича, от девки косматой, старой бабы-вдовы, от трезубого, от двузубого, от единоглазого, от черноусого, от светлорусого, навстречу встречающего, назади наезжающего на (имя рек).
-
Помощь от стихии земли. Обращение к стихии земли многогранно — землю призывают, чтобы оградиться от бед; чтобы вернуть здоровье, земле кланяются, на землю ложатся и даже катаются по ней; для действенности обращения надо землю взять в руки, что видно из нижеприведённых примеров:
[Земляной оберег]
Около всего моего закрепного и ключеваго заговору тын булатной постави, стену каменную глубиною три сажени в землю, а вышиною до небеси, а кругом стены завали, Боже, землею материю, а кругом валу земляного проведи, реку огнянную глубокую. Возьми топор и обойди вкруг, тащи его по земле. 3ж.
[Оберег поскотины]
Взять у всяк[ой] скотины из уха серы, в чистой воск закатать да ключь з замком да с муравелника земли, к которому четыре дороги, и окол скота застать в поляну да кругом оботьти скота трижды по солницу, на все на то наговаривать трижды по солницу, на все на то наговаривать трижды, воску положить на обе стороны ворот, ключь на сторону, на другую замок, на обе стороны ворот земли, положить топор на сторону ворот, на другую сторо[ну] ножик, на обе сто[роны] поскласть огня и провести скот сквозь ворота. Ключ и замок закопать в землю в приметное место и держать до отпасу. Да тут припасть на землю да и приговаривать: «Как сего замка и отпуску люди не видят в моей поскотине, так и моей поскотине будет здоровье.»
[Заговор на любовь и почет]
По тому ж. В первый день молода месяца, как утрення зоря заиметца, и, став против зори, да изговорити: Государыни красная зоря Огрофена, дай мене (имярек), доброе здравие и во всем корысть и радость, от всех людей жалован(ь)е и честь и любов(ь) сердечную во вся дни и нощи и часы живота моег(о). Да изговоря поклонис(ь) 3 ж в землю, да изговори 3 ж.
[От ушиба без крови. Черти круг 3ж посолонь]
Пойду азъ (имярек) из избы дверьми, из двора воротами; выйду я в чистое поле, в чистом поле едет муж на коне, везет мертвое, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами; выйду я в чистое поле, в чистом поле едет муж на коне, везет мертвое тело в тороках; есть у него три сабли вострые, три ножа булатные. Возьму я саблю вострую, разсеку я мертвое тело на четыре части, как в этом мертвом теле нет ни крови, ни руды, ни болизны, ни щипоты, – дернь дернись, земля плотись, у мене (имрек) щипота уймись. Возми землицы и потри больное место.
[Прощанье]
Если слова на думы от ушиба не помогают, то больной ходит или его водят прощаться. Прощанье состоит в том, что больной в утреннюю и вечернюю зорю идет на то место, где ушибся и подумал и говорит слова: «Царь небесный, царица небесная с малыми детушками, царь водяной, царица водяная с малыми детушками, царь земной, царица земная с малыми детушками, царь лесной, царица лесная с малыми детушками простите меня (имярек), что я неправильное сделал иль подумал. Сделайте по-старому, по-прежнему». Говорить слова три раза, после каждого раза плюнуть три раза и поклониться на все четыре стороны. Ходить по 3 зари. Если же и прощанье не поможет, то нужно взять с места, где ушибся, земли со словами: «Царь земляной, царица земляная с малыми детушками, благословите земливзять не для хитрости, не для мудрости, а ради доброго здоровья». Землю зашить в тряпку и носить у оберега на груди трое суток. Потом опустить землю в тряпочке в котел с водою, вскипятить и окатить больного, а землю снести где взята.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО
Обращение к отдельной стихии не всегда требует обережного круга. Такая работа со стихиями требует непосредственного прикосновения, как было показано выше, и особого заговорного настроя. Но такие обряды нацелены на общение с одной стороной Природы, и защищаться обережным кругом не обязательно. Предупреждение моё вот в чём: когда ваша магия стихий обращена не только к земным стихиям, но и к Богам (Прави или Нави, не имеет значения), то здесь обережный круг нужен. В таких обрядах вы выходите за рамки нашего Мiра, поэтому поберегитесь! В приведённых выше заговорах вы можете найти обращение к Богородице (Богине Ладе, Матери Богов), к Соломониде (Богине Макошь), некий Муж, который несёт мёртвое тело (здесь не определить, кто это из Богов Нави) — во всех случаях нужен обережный круг, который вы проводите вокруг себя трижды посолонь, начиная с востока.
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО
Магия четырёх стихий одновременно — требует обязательного обережного круга. Даже в домашних условиях круг обязателен. Алтарь (алтарная скатерть, стол или доска), на котором проводится обряд со всеми четырьмя стихиями, называется лунным. Обряды на лунном алтаре уравновешивают противоположные и даже враждующие стихии (огонь и воду) и в этом смысле могут произвести цельное воздействие на человека. Одновременно, хрупкое равновесие может быть легко нарушено. Обережный круг делает такие обряды более предсказуемыми, подчинёнными воле человека (насколько это возможно в этих обстоятельствах).
ЧЕТВЁРТОЕ ПРАВИЛО
В северной традиции работа со стихиями заключается в том, что они располагаются следующим образом:
Агидель-водицу на западну сторону,
Стрибога-буйна ветра на южну сторону,
Семаргла огненны на восточну сторону».
Внимательный читатель заметит, что расположение стихий в северной традиции отличается от восточных практик. Возможно, это произошло из-за каких-то тонких различий в географическом расположении, или из-за каких-то скрытых знаний, которые передаются у нас на севере, не знаю. По мне, всё правильно: Огонь — восходящее солнце (восток), напротив него Вода — запад, куда уходит за реку Солнце; Земля наших Предков на севере (Родина Богов); Ветер, приносящий тепло, на юге (южный ветер в наших краях называют «лето», «полуден», «летник»). Собственно, известный заговор «от сивера до лета, от восходу до закату» показывает нам восприятие магии стихий в древних северных уговорах. Сила стихий, расположенных таким образом в обряде, разворачивается мощная, проверено на личном опыте.
ПЯТОЕ ПРАВИЛО
Магия всех четырёх стихий должна быть тайной. Работа со стихиями, хоть с одной, хоть со всеми, требует тонкой настройки и полной самоотдачи. В крайнем случае — взять с собою человека, которому помогаешь, или потворника-ученика. Приведу пример заговора и пояснения к нему для того, чтобы вы могли понять, насколько важно это правило северного чародейства:
Чтение этого заговора совершается в день выгона скота на пастбище и сопровождается разными обрядами. Пастух, оставшись один, три раза и читает бумагу с отпуском, обходя стадо скота, кропит водою, взятою из 3 ключей, каждую животину стада. По прочтении заговора и окроплении стада, пастух удаляется в лес и там где-нибудь прячет рукопись заговора, остатки же воды или выпивает сам, или же выливает на землю под камень. Рукопись считается вещью священной, прикосновение к ней постороннего человека считается нечистотою, могущей повлечь на пастуха несчастие от зверей и недобрых людей. Пастухи поэтому хранят рукопись заговора со всею тщательностью, нередко они зашивают ее под подкладку жилетки или шапки, иногда даже они прячут ее в чаще леса, вместе с шерстью, остриженной от каждой коровы или лошади из стада.
В традиции считается, что обращение ко всем стихиям в одном заговоре наиболее сильно. Магия четырёх стихий хороша видна в северных заговорах и обрядах. Напоследок подарю вам чудесный заговор, в котором четыре родных стихии, Родом-Творцом созданные, призываются на помощь человеку — ещё одному божъему созданию.
[Средства узнать прошедшее и будущее, причину болезни]
Аще хощеш(ь) ведати житие человеческое,
что на нег(о) было и что будет впред(ь),
добро ли или зло или по среднему,
или скорбь, или беда, или смерть,
и о всем о том, хто о чем воспрошает,
воды влит(ь) в чистой сосуд, а не мал бы был,
свечу напротив зажги, воду поболтат(ь)
по кругу да смотря говорит(ь):
Как воздушный облак паряет над всею землею,
творяще верным и неверным, так появис(ь) и мне
изо облака сего жит(и)е мое от начала и до кончины.
И ту узриш(ь) все жит(и)е свое, о чем ти надобет,
о какой вещи. И ты смотри долго, узриш(ь) все жит(и)е свое.
Или хто воспрошает о своем житии,
тому ж вели ему смотрети, а говорити то ж не вслух.
Аще пригодитца посмотрет(ь) без него,
и ты возми знамя у него имения,
да туто ж полож(ь) в воду да его именем,
да смотри сам, говори то ж, и то все узриш(ь),
о чем ти надобет.
Как ти престанеш(ь) смотрет(ь) и свеча догорит,
воду пролей, а сосуд розбей.
И как ти надобет посмотрет(ь),
опят(ь) по тому ж.
А коли бывают ветры великии и тучи, и гром,
и облаки урывают да падет на землю,
ино облаком имат(и) о том же,
в великой чистоты быт(и) с утра,
став пред чурами, взят(ь) свечу и говор(и):
Скажи, с чег(о) болес(ь),
Божие ли ес(ть), от лиха ли человека ес(ть),
што хто буде здумал, от воды буде прикоснуло»
Надеюсь на то, что вы дочитали до этих строк и почувствовали своеобразие северной магии четырёх стихий, её силу и неотрывную связь с Природой. Работа со стихиями в нашей северной традиции составляет основу чародейства. Мы считаем, что стихии, которые вокруг нас в явном Мiре, из которых мы состоим сами — наши первые помощники в исполнении наших чаяний. За рамками этой статьи осталось объяснение приветственных жестов, обращенных к стихиям; виды треб-верчей, подробности проведения обережного круга и ритуальные слова, обращённые к стихиям во время обряда, описание обряда, обращённого ко всем стихиям.
Смотрите вебинары, читайте наши статьи,
Желаю вам открытий чудных и исполнения ваших заветных чаяний!
На благо!
Иванова Ирина.
А также читайте:
Веретено — славянская волшебная палочка
Беседы о славянской магии
Обучение магии