Хорояр — День Хорса и Ярило: традиции осеннего солнечного праздника

Хорояр — День Хорса и Ярило: традиции осеннего солнечного праздника

«У хорошего хозяина нет плохой лошади», — так на Севере сказывают. День Хорса и Ярило у нас издревле помнят, традиции праздника чтут. Праздник Хорояр 18 августа встречаем. В старь на Хорояр в торговых городах ярмарку устраивали – лучших коней на площади собирали. А в деревнях-то иначе справляли: коням лентами яркими гривы заплетали, в реках лошадей купали, обряды на здоровье да стать коней проводили.

Отчего праздник Хорояр солнечный? Управляют лошадьми солнечные Боги Хорс да Ярило, о здоровье их заботятся. А мы нынче традиции древние вспомним да обряды славянские. Садитесь да слушайте волшебную историю.



хорояр, праздник хорояр, день хорса и ярило

День Хорса и Ярило – праздник Богов-покровителей лошадей




Волшебные кони в славянской мифологии



В день Хорса и Ярило вспомним сказки северные. Каждый мальчишка мечтает о коне волшебном, таком же, как у героев славянских, а то вовсе как у Богов. Про волшебных коней, которые спасали своих хозяев в битвах, много у нас сказывают.

А начнем с другой истории, про волшебных коней Хорса, Бога Солнца, да солнечную колесницу, что с рассвета до заката едет по небосводу. Кажется, лошадки у Хорса спокойные, работящие, да то лишь от того, что хозяин их умеет в узде держать. Вот какую сказку из книги «Трагедия Бога Велеса» о волшебных конях Хорса знаем:


«У Хорса, Бога Солнца, и его жены Зари-Зареницы подрастало двое деток — сын Денница и милочка —дочка Радуница. Дети одних родителей, но как были они не похожи! Дочка тихая, скромная да участливая. А сын — непослушный капризуля — то хочу, то подай, это сделай. Но родители, нет бы приструнить баловня, во всём ему потакали, все капризы выполняли. Правду говорят, что слепа родительская любовь. Но добром, как это всегда и бывает, не закончилось. Как-то раз сидели брат с сестрой на бережку моря синего и наблюдали, как их отец, светлоликий Хоре, мчится по небу на своей огненной колеснице, а в колесницу запряжены два жеребца с пламенеющими гривами. А сестрица возьми да скажи:

—​ Только наш батюшка может управлять такой колесницей! Никто на свете не удержит этих ярых коней!

А братец как вскинется:

—​ Как это никто! Я его сын, значит, и я смогу!

Сестра испугалась, давай брата отговаривать, а он — ни в какую, хочу и всё! Разве баловня можно отговорить, если что-то ему втемяшится! Вечером дождался, когда отец коней распряг, на небесные луга пастись выпустил, и начал подговариваться:

—​ Батюшка, а ты говорил, что я уже, как богатырь, вырос?
—​ Да, говорил! — Хоре с любовью глянул на сына.
—​ А тогда разреши мне по звёздной дороге проехать!
—​ Да что ты, Денница! — испугался отец.
—​ У коней моих нрав бешеный, только меня и слушаются!
—​ Батюшка! — закапризничал мальчик. — Ты же говорил, что я сильный!

Не привык Хоре в чём-то первенцу отказывать, утром сам запряг коней, подсадил сына в колесницу, дал в руки вожжи, но ещё попробовал отговорить сына:

—​ Напрасно ты думаешь, Денница, что звёздная дорога приятная да безопасная! Встретятся там тебе страшные звери — лев с оскаленной пастью, скорпион с ядовитым хвостом, стрелец будет целиться в тебя, все будут пугать тебя и коней.

Но Денница и слушать не захотел. Подстегнул коней и помчался по звёздной дороге. Кони сразу почувствовали, что возница у них неумелый, рванулись и понеслись мимо дороги, сжигая всё вокруг.

Денница не удержался в колеснице, упал на Землю и разбился. Так погиб непослушный, неразумный мальчишка. А кони и не думают останавливаться, рванули в сторону и понеслись напрямик в небесную конюшню.

«Выжженной дорогой» стали называть потом этот огненный след на Небе.»




Волшебный конь Бога Ярило




хорояр, праздник хорояр, день хорса и ярило

Возможно, таков волшебный конь Ярило, как знать



На праздник Хорояр вспомним и сказку о волшебном коне Бога Ярило. У Ярило, Бога Весеннего Солнца, характер огненный, неукротимый, чувства яркие, молодые. Силен Ярило в бою, а на праздниках весел. Любят Бога Ярило всюду, в каждой деревне весной праздника Ярило ждут, да быстро весна заканчивается. Потому Хорояр, день Хорса и Ярило на Севере встречают, как возможность ещё раз в году встретиться с молодым, веселым Богом.

Конь у Ярило не простой, с нравом под стать хозяину. О нем много в книге «Приключения Ярого Бога» рассказываем – всего не пересказать, а о знакомстве Ярило с волшебным конем поведаем:


«Велес ответил первый:

—​ Конь уже выбран, но ещё не знакомился.
Семаргл обратился к Велесу:

—​ Конь каких кровей?
—​ От Грома.
—​ Понятно. Коня поставь ко мне в конюшни. Пусть Ярый с ним сразу и познакомится. Научи, если он не знает. На первых порах, пока привыкнут друг к другу, ходить за конём, кормить, поить, чистить, выезжать тоже хозяин будет. На наших учебных боях конь будет к хозяину присматриваться.
С этими детьми Грома деликатность нужна. Неизвестно, кто над кем верх возьмёт, характер у коня почище, чем у меча-кладенца, — засмеялся Бог Огня. И обратился уже к Ярому:
—​ А ты тоже жить у меня будешь. Я люблю, чтоб всё под рукой было.

Теперь уже засмеялся Велес:
—​ Да, Семаргл, я знаю твои привычки. И конь уже в твоей конюшне, и меч Ярилы в оружейной комнате, и вещички с собой.
—​ О, узнаю Велеса! Всё наперёд знает! Так пойдём, коня посмотрим!

Конюх подвёл их к стойлу нового коня.

—​ О, вот это конь-огонь! — восхитился Семаргл, а Ярый прямо заплясал на месте и воскликнул в восторге:
—​ Всем коням конь! Это же Сивка-бурка, вещая каурка!

Действительно, конь был красавец: сам светло-серый, почти белый, как снег. Такая масть у лошадей называется сивой. Грива огненно-рыжая. Роскошный хвост был тёмно-рыжий, такой цвет масти коней называют бурым. Все в восторге рассматривали коня.

—​ Встань передо мной, как лист перед травой! — не сдержался и добавил Ярый.

А конь поглядел на Ярого и неожиданно ворчливо сказал низким голосом:

—​ Ты ещё добавь: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Будешь совсем, как Иван-дурак из сказки!
—​ А что! И добавлю! Имею право! — вскинулся изумлённый Ярый.
—​ Нет, вы только посмотрите! — завозмущался конь. — Это кого вы ко мне привели! Да ему ещё в игрушки играть надо, а не волшебным конём владеть! А где знакомство, какое полагается, где волшебные слова, связывающие коня и всадника? Где это всё, я спрашиваю? Тоже мне, «сивка-бурка, вещая каурка...»
—​ Дети, — засмеялся Семаргл, — настоящие дети, что конь, что всадник!
—​ Ну, это мы всё исправим, — мягко сказал Велес. — Извини, и, правда, неладно получилось! Ярый, подойди ко мне.

И Велес церемонно обратился к коню:

—​ Огненный Ветер, разреши представить тебе моего сына Ярого. Ярый, позволь представить тебе Огненного Ветра, волшебного коня, потомка Грома, коня Перуна!

Ярый подошёл к коню, обнял его за шею и на ухо прошептал волшебные слова заклинания, связывающие воедино коня и его всадника. Конь одобрительно мотнул головой:

—​ Ну вот, другое дело! Ярый, я принимаю тебя своим всадником и обещаю служить тебе верой и правдой!

Велес скрепил этот союз магическим жестом и нужными чарами.

А потом Ярый принёс коню свежей воды, насыпая в ясли отборного овса, кинул охапку душистого сена.

—​ Отдыхай пока, Огненный Ветер! Я позову, когда нужда появится.

Конь дружески ткнул его в плечо:

—​ И ты не скучай, Ярый!»




Традиции праздника Хорояр



хорояр, праздник хорояр, день хорса и ярило

Хорояр — лошадиный праздник



В день Хорса и Ярило чтут на Севере двух солнечных Богов, а прежде всего чтут их коней, зовут Хорояр лошадиным праздником. Во всякой деревне на праздник Хорояр собирают на площади коней, гривы расчесывают да лентами заплетают, не седлают коня в лошадиный праздник – дают от работы отдохнуть.



хорояр, праздник хорояр, день хорса и ярило

На Хорояр проводят обряд очищения от зла



Деревенский Знатка в день Хорса и Ярило проводит «отпуск» коней, просит славянских Богов о здоровье да стати для лошадей. Обряд отпуска на Русском Севере с давних веков помнят. Собираются владельцы лошадей со всего села, складывают вдоль дороги, идущей к реке, костры. В костер непременно волшебные травы добавляют, полынь да крапиву, дабы худо к лошади не подпустить. Украшенных лентами коней ведут к воде по дороге меж кострами, а после водой речной омывают.



хорояр, праздник хорояр, день хорса и ярило

На праздник Хорояр очищают лошадей да заговаривают на здоровье и силу



Знатка, омывая лошадей, читает слова «отпуска» – особого заговора для здоровья лошадей. Заговоры каждый Знатка бережно хранил, записывал в особый заговорник. Такой заговор мы ведаем:


«Стану азъ благословесь, к солнышку обратесь обратясь, выду я в цистое полё, погляжу под востоцьнюю сторону. Под востоцьнёй стороной текёт огненная река, в огненной реки огненной каминь, и на огненном каменю сидит Булат девиця, с рысьима нёктямы, ж железныма зубамы, выщипыват и выкусыват у милой бажоной скотинушки [по шерсти] хрёптовую болесь и серцёвую болесь и с триста с тридевети жыл болесь и с единой жылы и с единой кости и со всёго стану лошадиного. Окиян морё, в Окияни мори Окиян остроф, в Окиян острову бел златырь каминь, и конь крепок и конь ёмок, так бы мои слова были крепки и ёмки».


Слова в северном заговоре льются, будто речка, складываются в узор, как вышивка на славянском наряде. Потому и сила в словах тех есть, там живет, где красота. Жаль, что праздник Хорояр не проводят нынче всюду по древнему обычаю, лишь в некоторых деревнях помнят этот светлый день. Жаль, что редко звучат нынче волшебные славянские заговоры, похожие на песню.


хорояр, праздник хорояр, день хорса и ярило

Праздник Хорояр — время вспомнить народные традиции!




Книги О. Бояновой

Книги О. Бояновой





А также читайте:

Календарные обряды в Чуров день. Родится на смерть, а умирает на жизнь.

Чуров день — летний праздник Предков

Праздник Перуна. Почему пугается лето?

Тэги

Комментарии
Загрузка комментариев...